17:20 

Заводные бойцы: война Хио

shirozaemon
Katana wo tore!
Дорогие бакуманы! Karakuri Kiden Hiwou Senki (2000) - первый сериал студии BONES, своеобразная энциклопедия эпохи бакумацу от признанных мастеров "живого аниме". Это весьма необычный, неожиданный и многоплановый сериал (как и многое, что делали Бондзю за прошедшие 10 лет).

По жанру "Заводные бойцы" являют собой ани-фэкшн, этакий хитроумный замес исторической правды и художественного вымысла. Так, главными героями сериала, наряду с вымышленными персонажами, выступают Сакамото Рёма (он один из главных героев "Хио"), Хатиро Киёкава (тот самый неутомимый дзёевец, спровоцировавший откол шинсэнов от рошигуми), Кусака Гэндзуй, Харада Саноскэ и другие активисты эпохи, а в приключенческий сюжет вплетены десятки реальных исторических событий, сцен и "инцидентов" (что с полным правом позволяет назвать "Хио" аниме-энциклопедией последних лет сёгуната).


На снимке: инцидент в Намамуги


Разумеется, от BONES не стоит ждать прямолинейного, пафосно-героического повествования (собственно, на то и бакумацу, чтобы плести художественные интриги :) ), равно как не стоит судить "Хио" лишь с историографической точки зрения. Кроме истории, Бондзю всегда были близки к классической научной фантастике, проблематике открытий и изобретений (так почему бы не превратить традиционную храмовую платформу в гигантскую механическую куклу-трансформера, на которой путешествуют и сражаются герои сериала?). Еще одна любимая тема студии - люди и куклы - также была заявлена уже в первом их шедевре, и далеко не случайно. Возможно, в своих истоках современное аниме действительно восходит именно к культуре каракури нингё?

В "Заводных бойцах" очевидна связь между предыдущей работой основателей BONES (полнометражник Бибопа) и последующими сериалами студии. К примеру, так и видишь, как их вдохновила идея объединить два культовых персонажа из мира аниме и реальной истории - ковбоя Бибопа и Сакамото Рёму - в одном лице, что они тут и сделали.


На снимке: Харада Саноске демонстрирует Рёме
свои знаменитые шрамы от харакири


С другой стороны, в "Заводных бойцах" уже чувствуется широта тем, разработкой которых они займутся в дальнейшем - и похоже, что на тот момент их просто распирало от желания выразить всё это в одном сериале :)

Вообще, в море современного аниме едва ли найдется с десяток сериалов, сделанных с таким высоким творческим куражом, как "Хио". Потрясающая пластика и мимика персонажей (на сплаве техник мультипликации, манги и аниме), совершенно "киношные" мизансцены и монтаж, разнообразие и продуманность персонажей в сценарии (Shō Aikawa, "Цельнометаллический Алхимик"), забойный фанк-саундтрек (Hiroshi Yamaguchi) и просто великолепная актерская озвучка (один голос Рёмы чего стоит) - все это впечатляет и еще ждет своих ценителей у нас в стране.




На снимке: "Прорвёмся, опера!" :D

Заводные бойцы: война Хио

@темы: Видео

Комментарии
2011-06-05 в 17:33 

Hanna Wind
Если падаешь со скалы в пропасть, почему бы не попробовать полететь? Что ты теряешь? Макс Фрай
Спасибо за рецензию! Надо будет познакомится с этим аниме

2011-06-05 в 17:39 

Като
Летучая Кошь
Спасибо. Будем посмотреть ))

2011-06-05 в 18:23 

Рысь Ллиотар
Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Спасибо за информацию. А с ансабом нету версии?

2011-06-05 в 18:48 

shirozaemon
Katana wo tore!
версия с ансабом на бякеБТ. От себя гарантирую, что перевод качественный, литературный (сравнивается с оригиналом и подгоняется под японскую звуковую дорожку для удобства восприятия) плюс снабжен уже более чем сотней исторических комментариев (которые можно отключить, для знатоков). Ничего этого в ансабе нет, разумеется.

2011-06-05 в 19:21 

Рысь Ллиотар
Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
версия с ансабом на бякеБТ
На чем, простите? :)

2011-06-05 в 19:45 

shirozaemon
Katana wo tore!
bakaBT.com, тематический манга/аниме трекер.

Лично мне бы хотелось обсудить со знатоками эпохи какие-то отдельные моменты, упущенные комментарии, варианты переводов имен собственных и т.п. Чтобы по окончанию перевода сделать еще одно сквозное редактирование. Свои заметки у меня уже есть, но хотелось бы услышать и ваше мнение.

2011-06-05 в 19:57 

Sania
Мне не нужно ничего, мне нужен лишь покой...
shirozaemon Спасибо большое. Захотелось посмотреть. Именно с комментариями.

2011-06-06 в 15:34 

Имри
Спасибо за интересную информацию. Попробуем посмотреть.

2011-07-30 в 02:48 

shirozaemon
Katana wo tore!
добавлены серии 21-22

2011-08-06 в 20:44 

-Fushigi-
shirozaemon Посмотрела первые три серии. Первое впечатление - какой-то он совсем детский! И оттого очень забавно смотрятся серьезные исторические комментарии ))
Смотрелось бы, может, и нормально, но меня в фейспалм загоняет слишком частое отсутствие всякой логики в действиях персонажей :facepalm:
Но убийство Ии Наоскэ здесь самое прикольное из всех, что я видела ))) (Икедаю тоже будут каракури штурмовать?!)
А перевод и правда качественный - с японским вполне согласуется.

2011-08-06 в 22:19 

Рысь Ллиотар
Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Детский? Ты Сёгэку вспомни! А какая ВЕСЧЬ!

2011-08-06 в 22:30 

-Fushigi-
Донна Анна (Ллиотар) Сёгэки не детский, он откровенно стёбный, поэтому и ВЕСЧЬ :)
А тут про детей как для детей, и местами вкрапления исторических событий и персонажей в своей интерпретации )))

2011-08-06 в 22:41 

shirozaemon
Katana wo tore!
А перевод и правда качественный - с японским вполне согласуется
Спасиб, Fushigi-hime, при переводе учитывается японская фраза, особенно пристально с 6-7 серий. Буду рад, если услышите существенные смысловые отклонения. Постараюсь внести в редактуру.

Первое впечатление - какой-то он совсем детский!
Ну, это же замечательно, особенно если учесть, что это первое впечатление ;) Про первые серии я даже предупреждал. Там есть несколько факторов, один из них - повествование начинается как бы из некоего мифологического райского места (поэтому их родина и зовется Хорай - в комментариях этого пока нет). И постепенно герои погружаются в реально-исторический, сложный, мрачно запутанный мир интриг бакумацу - не теряя своих детских идеалов. Детский? Ну, дай бог, чтобы дети оставались такими детьми :) Если я и соглашусь с определением "детский", то только в очень положительном смысле. Если подумать, то очень сложно уловить этот детский, "мальчиковый" мир, причем так живо и естественно, без каких-либо натяжек или заигрываний с детьми.

Икедаю тоже будут каракури штурмовать?!
Hime-sama, как вы догадались? :) Если вам уже знаком бандит Ака из первых серий, то знайте, павший шинсэн Окудзава - это и есть Ака, по Бондзю :D то есть он не только к Наоске приложился :D
Вы еще начало 9-й серии посмотрите - отделение шинсэнов от рошигуми, как там Хатиро Киёкава их мечом от будды плющит :D :D :D А вообще, реальные исторические персонажи (Рёма и Харада) начинают появляться в самом сюжете где-то с пятой серии ("ВСТРЕЧАЙТЕ ГЕРОЕВ БАКУМАЦУ").

что касается "серьезных комментариев", то постепенно, по мере развития сюжета, они становятся просто необходимы, иначе правду от вымысла уже не отличить. И лучше это делать (комментировать) с самого начала.

А вообще, Бондзю, как истинные художники, не так просты, у них всё с некой хитрецой, всё "петелька-крючочек" (то есть деталь, появившаяся однажды, где-нибудь, да сыграет свою роль), в том числе и "детский стиль" - детское и взрослое в этом сериале перемешано, причем сознательно, и в большинстве случаев это отлично работает - по крайней мере, всегда сбивает пафос с героики и добавляет живости историческим сценам.

2011-08-07 в 00:10 

shirozaemon
Katana wo tore!
А тут про детей как для детей, и местами вкрапления исторических событий и персонажей в своей интерпретации )))

Мда, как-то у вас уж больно скушно получилось, аж на BONES непохоже :)
Против такой оценки даже я сдаюсь :)
Всем бакуманочкам всего наилучшего :-*

2011-08-07 в 14:43 

shirozaemon
Katana wo tore!
вкрапления исторических событий и персонажей в своей интерпретации )))

впрочем, по поводу исторических вставок в "Хио" я на всякий случай поясню, в каком ключе их надо понимать.

Это, конечно, не стёб. Стёб вообще слишком примитивный приём, не требующий особой художественной концепции. Конечно, исторический стёб может быть вполне забавным, как в "Самурае Шамплу", но в "Хио" никакого стёба нет.

Никакой "своей интерпретации" исторических событий в этих вставках тоже нет.

Здесь совершенно особый приём, основанный (как и многое в концепции сериала) на синтезе "взрослого и детского".

Дети любят читать исторические книжки с картинками. Такие книжки пишут и русуют взрослые для детей. Это и есть "взрослое начало" в этом приеме, подчеркнутое особым стилем рисовки и таким нарочито-ласковым голосом учительницы :D

А еще дети любят фантазировать на тему истории, мысленно перемещаться "в бакумацу с пулемётом" :D Да и просто разрисовывать исторические книжки. Это и есть "детское начало" в этом приёме.

Теперь соедините первое со вторым, и получите формулу "исторических вставок" в "Хио".

2011-08-08 в 10:55 

-Fushigi-
shirozaemon Ой, меня принцессой назвали! :)

Hime-sama, как вы догадались?
Когда увидела, во что превращается паланкин Ии Наоскэ, долго смеялась и сразу представила, что там во ВСЕ известные исторические события будут добавлены эти каракури ))) Это я и имела в виду под "своей интерпретацией".
До Рёмы и Харады уже досмотрела.
А под "детскостью" я подразумевала не столько персонажей или "в Бакумацу с пулеметом", а именно поступки и поведение. Когда по три раза за серию происходит "ой, мы вам поверили, а вы нас обманули!", когда добрая девочка развязывает связанного врага и он тут же берет ее в заложницы и т.п. Вот это мне очень сложно воспринимать на полном серьезе, я уже от такого отвыкла ))

2011-08-09 в 00:40 

shirozaemon
Katana wo tore!
я уже от такого отвыкла ))
Я вас понимаю, Fushigi-hime, и это одна из причин, почему я взялся перевести на русский этот сериал - мы с вами уже много от чего отвыкли - помните, как один из поэтов, погибших в ВОВ, писал: "Что у детей имелась жалость, которой взрослый не имел". По-моему, совершенно понятно, почему старшая сестра Маю тайком отпускает пленника, вызвавшего такую столь острую жажду мщения у маленького Шиши (да и у неё самой). Чего у "Хио" не отнять, даже в самых "лёгких" сериях, так это несгибаемый гуманистический пафос, этакий упрямый и отчаянный миротворческий стоицизм детей, побеждающий не менее упрямую воинственность взрослых. И если подумать, то это очень верно найденная этическая концепция для сериала про "детей эпохи бакумацу".

Каракури, куклы - интересная тема у BONES. Вы видели их Angelic Layer? вот уж, казалось бы, бесспорно "детский сериал", но при этом как они упиваются миром кукольных боёв, как играют на иллюзии "одушевление куклы средствами аниме" :D Куклы в Darker Than Black - это уже девочки-медиумы, чья душа пребывает где-то в потустороннем мире. Роботы-каракури в Магнитуде 8.0 - воплощение человеческих надежд в борьбе с природными стихиями. Словом, за что бы Бондзю не брались, они неизменно возвращаются к куклам, и всегда с какой-то новой мыслью :)

Каракури в Хио - тема ключевая, богатая, обыгранная с разных сторон (недаром она заявлена в самом названии сериала). Кстати, их присутствие в исторических вставках совсем не обязательно. Но если они там появляются, то практически всегда привносят в сцену особый художественный смысл - это некий рок, фатум, ломающий естественный, ожидаемый ход событий. Мы говорим "паровоз истории" - применительно к Хио можно сказать "каракури истории" :D Думаю, Бондзю рассчитывали и на такое "взрослое" прочтение своего приема.

2011-08-09 в 03:34 

shirozaemon
Katana wo tore!
отсутствие всякой логики
хотя вы говорили о другом, воспользуюсь вашей цитатой.

На самом деле, "Хио" так замешан и завернут (само по себе это, конечно, не достоинство сериала), что некоторые вещи становятся понятны лишь при повторном просмотре. К примеру, в начале 7 серии Рёма с каким-то молодым человеком спасают близнецов Хану и Юки. Судя уже по 21 серии, этот молодой человек - в будущем прославленный Ито Хиробуми, четырежды-премьер Японии при Мэйдзи. Видимо, по замыслу создателей, бакумацу должно входить в сознание юного зрителя постепенно и ненавязчиво, через приключенческие образы. И в принципе, это работает. Как шутили древние филологи, Джонатан Свифт входит в детскую спальню походкой людоеда :D

2011-08-09 в 13:17 

-Fushigi-
shirozaemon Я у BONES видела только"Волчий дождь", и не сказать что в восторге )) Просто люблю аниме другого типа.
А у японцев вообще какая-то странная любовь к механическим куклам, особенно большим. Одни их Гандамы чего стоят!
Я долго не понимала, почему. А в этом "Хио" рассказали про куклу-мальчика, который придумал какой-то принц (не помню имя), и который спас урожай от засухи - очень занятно :)

Видимо, по замыслу создателей, бакумацу должно входить в сознание юного зрителя постепенно и ненавязчиво, через приключенческие образы.
Честно говоря, меня несколько смущает такой подход. Если юному зрителю показывают, что Рёма - это тот, кто дружил с Харадой, Ито Хиробуми и спасал девочек-близнецов, то что они потом будут рассказывать на уроках истории?! ))) Хотя японцам, конечно, из других источников неоднократно популярно объяснят, кто такой Рёма.
А многие наши школьницы, например, благодаря аниме уверены, что Шинсенгуми - это отряд расэцу, которые пьют кровь.

2011-08-09 в 14:05 

Рысь Ллиотар
Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
А многие наши школьницы, например, благодаря аниме уверены, что Шинсенгуми - это отряд расэцу, которые пьют кровь.
М-да, убить упрямую тварь... Что, серьезно?

2011-08-09 в 17:35 

shirozaemon
Katana wo tore!
А в этом "Хио" рассказали про куклу-мальчика

Не то чтобы рассказали, только намекнули. Саму историю пришлось долго отрывать, чтобы объяснить в комментарии. Даже не надеялся найти. Очень рад, что вам она чем-то приглянулась. Вот бы какой научный коллектив взялся за перевод Кондзяку-моногатари..

что они потом будут рассказывать на уроках истории?!
То, что написано в учебнике, разумеется. Нормальные дети таких вещей не путают, это взрослые в сказки верят :D

Просто люблю аниме другого типа
Я это понимаю. Ну, молодцы, что поддержали и посмотрели. И дали мне повод развить кое-какие мысли. А то на трекере уже почти год прошел, и хоть бы кто поделился впечатлением о просмотренном :china:

2011-08-09 в 19:58 

-Fushigi-
Донна Анна (Ллиотар) Что, серьезно?
Да я регулярно натыкаюсь на обсуждения типа "А вы знаете, что Шинсенгуми существовали на самом деле?" - "Правда?! Клево! И они пили очимидзу?" Причем девочки разочаровываются, когда узнают, что нет.
Или вот из свеженького:
читать дальше

shirozaemon Саму историю пришлось долго отрывать, чтобы объяснить в комментарии.
О, ну вот комментарии порой гораздо интереснее, чем само аниме! :)

2011-08-09 в 20:25 

Рысь Ллиотар
Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Fushigi-dono Oh dear. Делись, если еще найдешь, иногда я не прочь полюбоваться на идиотиков :)))

2011-08-09 в 23:35 

Имри
Ой-ёёё... ладно, не будем унывать и сделаем скидку на возраст. Вырастим Бабу Ягу, то бишь бакуманьяка, в своем коллективе!

2011-08-10 в 20:12 

shirozaemon
Katana wo tore!
Если юному зрителю показывают, что Рёма - это тот, кто дружил с Харадой, Ито Хиробуми и спасал девочек-близнецов...
Дорогие бакуманочки! Спорить о вкусах, конечно, не будем, но и дезинформировать потенциальных зрителей тоже. По сюжету Рёма ни с кем особо не дружил, разве что с вымышленным героем Масурао, отцом Хио, который и попросил его проведать его детей. Над прямым как его копьё Харадой Рёма скорее посмеивается. С Харадой и Ито Рёма пересекается только эпизодически. Есть замечательная сцена встречи Рёмы с Кусакой (где они обмениваются комплиментами, Кусака приводит слова Такэти о Рёме, а на вопрос удивленного Хио отвечают, что вообще-то видятся в первый раз). Так вот, известно, что Рёма лично доставлял письма Такэти Кусаке на дом, и даже провел какое-то время у него в гостях. Не так давно была новость про одно из таких писем, сохранившееся до сих пор. Так что и в этом вопросе создатели сериала не сильно грешат против исторической правды.

Вообще, любое художественное произведение на историческую тему можно обвинить в фактических неточностях и недоказуемых домыслах - более того, в хорошем произведении они обязательно будут. Собственно, на то оно и художественное произведение, а не научная монография. Художника скорее интересуют общие вопросы - дух эпохи, психология исторических персонажей и их современников, игровая сторона исторических реалий, художественное осмысление исторических конфликтов и т.п. Иными словами, история для художника - это не цель, а средство. И чем свободнее художник, тем свободнее он им пользуется :) Главное - не грешить против научной и человеческой истины, а в фактологии бакумацу и ученые немало катан переломали - и ломают до сих пор, как мы с вами тут на форуме :)

Чтобы сильно не грешить против научной истины, создатели "Хио" выбрали достаточно удачный исторический отрезок - 1861-1862 - то есть после убийства Ии Наоскэ и до начала основных революционных событий, приведших к Реставрации Мэйдзи. Действительно, в это время многие активисты (или, как говорят историки, тот самый новый тип молодого, широко мыслящего самурая, не привязанного к своему хозяину) путешествовали, наводили связи между княжествами. Путешествовал Рёма, путешествовал Ито, путешествовал Хатиро Киёкава (вот уж точно "заводной боец", на художественном образе которого Бондзю отыгрались по полной :). Путешествие, как известно, вообще считалось частью образования для молодого человека. И какие приключения случались с ними в пути - большая историческая загадка, притягивающая не только учёных, но и художников. Давайте и мы немного пофантазируем с Бондзю ;)

Про "историю как средство" в руках фантастически классных аниматоров (так, как нарисован Хио, обычно рисуют полнометражники, а не сериалы - после полнометражника Бибопа ребята с тем же разгоном и с тем же качеством отрисовали целый сериал!) и свободных художников (по сюжету "Хио" совершенно не укладывается в традиционные жанры аниме) - так вот, про "историю как средство" в руках BONES можно сказать много интересного.

Лично у меня с самого начала сложилось ощущение, что в качестве "исторических вставок" берутся не столько самые значимые (и самые важные для сюжета) события, сколько самые популярные эпизоды японской истории - популярные в современной массовой культуре. Один Херага Геннай (упоминавшийся в куче аниме) чего стоит - "Херага Геннай, отдай свой смертоносный электрический прибор!" :D То есть если в исторических вставках в "Хио" и есть стёб, то это не стёб над историей, а скорее уж стёб над современностью - над тем, какими мифами обросла японская история в современной поп-культуре. В принципе, о тех же мифах мы с вами говорили в теме про Икэду-Икэдаю - и этот миф там тоже присутствует. А уж если речь идет о мифах, то что может сдержать фантазию? :D

Словом, Бондзю и их задумка с Хио далеко не так просты, чтобы укладываться в формулу "аниме про историю". "Посмотрел и получил пятёрку на уроке". Ага. :D

2011-08-10 в 21:58 

Имри
Один Херага Геннай
Эээ, простите, что встреваю в беседу. Только хотела сказать, что он Хирага через "и". Если это, конечно, не стеб.

2011-08-10 в 23:21 

shirozaemon
Katana wo tore!
Хирага, конечно.



А за что простить? Вступайте, милости просим )

2011-08-23 в 22:03 

феникс периода полураспада
Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
очень-очень хочется увидеть, но что-то на раздаче скорость никакая... :(

2011-08-24 в 20:40 

shirozaemon
Katana wo tore!
Те, кто на раздаче, сидируют постоянно. Что поделать, поклонников Хио пока немного, да и лето. Последнее время скачивают весь сериал примерно за сутки, вполне приемлимая скорость для 22 серий (пока первые посмотрите, остальные докачаются). Пишите на трекере в личку, если надумаете - выделю свой канал исключительно для вас.

2011-08-24 в 22:54 

феникс периода полураспада
Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
shirozaemon ага, спасибо.

2011-08-28 в 21:04 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
shirozaemon
Прошу прощения, а когда примерно можно ожидать оставшиеся серии)))

2011-08-28 в 22:29 

shirozaemon
Katana wo tore!
Умэ-Эльва, осенью, конечно :)
Времени маловато, но стараюсь выкраивать.
Об обновлениях буду сообщать и в этой ветке.

2011-08-28 в 22:34 

kosan
"Время в нас, а мы во времени - оно меняет нас, и мы его меняем". Васил Левски (Иванов Кунчев)
shirozaemon
Спасибо))

2011-09-16 в 22:24 

shirozaemon
Katana wo tore!
Добавлены серии 23-24. Шинсены (Икэда) в начале 23-й)



Рёма отстреливается в Тэрада
(See you, bakumatsu cowboy..)

2011-10-29 в 14:35 

shirozaemon
Katana wo tore!
ПЕРЕВОД ОКОНЧЕН,



ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Прорвёмся, опера!

главная