Про Бакумацу я знаю очень мало. И то, что знаю, сильно удивляет. Например, я как-то привык ничтоже сумняшеся считать, что Хиджикату Тошидзо за жуткую-прежуткую жестокость демоном прозвали. (Не зная даже, свои прозвали или посторонние). Но как бы мало я ни знал про Бакумацу и они-но-фукучо, даже эта малость заставляет задуматься - а при чем тут жестокость, собственно?
1. Например, пресловутая пытка Фурутаки, которая то ли была, то ли ее не было и неизвестно, как все было. А если она действительно была - наверное, так бы это выглядело в реалиях нашей эпохи:
Болтают два москвича: - Помнишь, массовый теракт в час пик в подземках предотвратили? Ну, когда ФСБшники одного из организаторов теракта заловили? Так прикинь, что с ним сделали...
- Что?
- Допрос провели в присутствии адвоката.
- Ужас!
- А при задержании права зачитали.
- Вот зверье! Как таких извергов только земля носит!
Конечно. я могу что-то путать, но, кажется, в эпоху Бакумацу сохранялось законодательство эпохи Токугава, при котором пытки считались вполне нормальным и естественным элементом следствия. Например, пытки женщины, обвиненной в супружеской неверности. Или подростка, обвиняемого в краже с чужих огородов. Пальцы в тисках, "испанский сапог", палками избивать до живого мяса... В Китае, во всяком случае, эта система до двадцатого века точно сохранилась. И мне кажется, если пытка действительно имела место быть, киотосская полиция ржала с Шинсена как ненормальная, мол, слюнтяи деревенские, мы такое устраиваем за то, что с чужой женой переспал, а они - за попытку столицу сжечь к чертям собачьим.
2. Хиджиката приговаривал своих сослуживцев к сэппуку, причем зачастую за разные мелочи. Но делал он это в эпоху, когда от человека могли потребовать совершить сэппуку просто так, за здорово живешь. Например, два идиота из разных кланов друг друга обозвали по пьяни, схватились за мечи и один другого порезал. Тот, кого порезали, из влиятельного клана, если влиятельные мальчики начнут мстю мстить, могут много людей прирезать. Надо бы в знак извинения тому, кто порезал, сэппуку совершить, а он - не последний человек в клане. Вызывают мелких сошек, которые вообще не при делах и даже этой драки по пьяни не видели и говорят - "Идите в резиденцию того клана и зарежьтесь в знак извинения". Пофиг, что у этих мелких сошек семья может остаться, да и вообще они тут не при чем. И это считается нормальным, приличным и мудрым поступком. Даже гуманным - резню кланов предотвратили! Но почему тогда казнить сослуживца за какое-никакое, а нарушение устава - это жестокость демоническая? Тем более в Шинсене, насколько я знаю, сдавать своих, чтобы отмазаться перед крутыми челами, было как раз не принято.
3. Сам знаменитый устав... Который составили в эпоху, когда казнить 12-13-летних детишек, отрубая им головы, было нормальным явлением. Когда на улицах регулярно находили почиканные тела чиновников и придворных, и такой способ считался вполне эффективным путем "вмешиваться в чужие тяжбы" и влиять на политику... Когда любой человек. владеющий иностранными вещами или учившийся за границей, боялся, что вломится в дом банда ронинов и вытворит из соображений высокого патриотизма что угодно со всей семьей... Наконец, в эпоху, когда не было законов, запрещающих шантаж и рэкет, а любой человек с двумя мечами имел полное право зарубить кого угодно из трех других сословий просто за то, что ему не поклонились или шляпа не понравилась, не говоря уж о том, чтобы какого-нибудь лавочника или ремесленника изувечить. Серидзаву Камо ведь не случайно "неизвестные грабители" грохнули - привлекать его к ответственности или снимать с должности было попросту не за что, все, что он делал, было в рамках закона! И создать устав, запрещающий получившим самурайский статус людям творить полный беспредел по отношению к населению Киото... Мне это что-то дьявольской жестокостью не кажется. Как не кажутся жестокостью законы отдавать солдат в военное время под трибунал за грабежи и изнасилования мирного населения. Скорее уж наоборот.
Так что или я чего-то перепутал. Или пресловутое "они" означает не "зверюга и садист", а "чертяка пронырливая"? Дамы и господа, я вас прошу - если кто-нибудь знает, кто, собственно, сие прозвище придумал и почему - расскажите мне если не трудно. а?

И еще один мой косяк - я раньше считал, что вакидзаси усэппучивались "в походных условиях", когда кусунгобу под рукой не было. А Яманами, вроде, резался вакидзаси, причем вполне в "домашних условиях"? Никто не знает, как это вышло - забыл он такую важную в самурайском быту вещь, как кусунгобу, приобрести, или там какие-то ритуальные моменты имели место быть? Или на самом деле был кусунгобу, а я уже просто подзабыл этот момент? Заранее спасибо, если кто-нибудь ответит.