Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Про Бакумацу я знаю очень мало. И то, что знаю, сильно удивляет. Например, я как-то привык ничтоже сумняшеся считать, что Хиджикату Тошидзо за жуткую-прежуткую жестокость демоном прозвали. (Не зная даже, свои прозвали или посторонние). Но как бы мало я ни знал про Бакумацу и они-но-фукучо, даже эта малость заставляет задуматься - а при чем тут жестокость, собственно?
1. Например, пресловутая пытка Фурутаки, которая то ли была, то ли ее не было и неизвестно, как все было. А если она действительно была - наверное, так бы это выглядело в реалиях нашей эпохи:
Болтают два москвича: - Помнишь, массовый теракт в час пик в подземках предотвратили? Ну, когда ФСБшники одного из организаторов теракта заловили? Так прикинь, что с ним сделали...
- Что?
- Допрос провели в присутствии адвоката.
- Ужас!
- А при задержании права зачитали.
- Вот зверье! Как таких извергов только земля носит!
Конечно. я могу что-то путать, но, кажется, в эпоху Бакумацу сохранялось законодательство эпохи Токугава, при котором пытки считались вполне нормальным и естественным элементом следствия. Например, пытки женщины, обвиненной в супружеской неверности. Или подростка, обвиняемого в краже с чужих огородов. Пальцы в тисках, "испанский сапог", палками избивать до живого мяса... В Китае, во всяком случае, эта система до двадцатого века точно сохранилась. И мне кажется, если пытка действительно имела место быть, киотосская полиция ржала с Шинсена как ненормальная, мол, слюнтяи деревенские, мы такое устраиваем за то, что с чужой женой переспал, а они - за попытку столицу сжечь к чертям собачьим.
2. Хиджиката приговаривал своих сослуживцев к сэппуку, причем зачастую за разные мелочи. Но делал он это в эпоху, когда от человека могли потребовать совершить сэппуку просто так, за здорово живешь. Например, два идиота из разных кланов друг друга обозвали по пьяни, схватились за мечи и один другого порезал. Тот, кого порезали, из влиятельного клана, если влиятельные мальчики начнут мстю мстить, могут много людей прирезать. Надо бы в знак извинения тому, кто порезал, сэппуку совершить, а он - не последний человек в клане. Вызывают мелких сошек, которые вообще не при делах и даже этой драки по пьяни не видели и говорят - "Идите в резиденцию того клана и зарежьтесь в знак извинения". Пофиг, что у этих мелких сошек семья может остаться, да и вообще они тут не при чем. И это считается нормальным, приличным и мудрым поступком. Даже гуманным - резню кланов предотвратили! Но почему тогда казнить сослуживца за какое-никакое, а нарушение устава - это жестокость демоническая? Тем более в Шинсене, насколько я знаю, сдавать своих, чтобы отмазаться перед крутыми челами, было как раз не принято.
3. Сам знаменитый устав... Который составили в эпоху, когда казнить 12-13-летних детишек, отрубая им головы, было нормальным явлением. Когда на улицах регулярно находили почиканные тела чиновников и придворных, и такой способ считался вполне эффективным путем "вмешиваться в чужие тяжбы" и влиять на политику... Когда любой человек. владеющий иностранными вещами или учившийся за границей, боялся, что вломится в дом банда ронинов и вытворит из соображений высокого патриотизма что угодно со всей семьей... Наконец, в эпоху, когда не было законов, запрещающих шантаж и рэкет, а любой человек с двумя мечами имел полное право зарубить кого угодно из трех других сословий просто за то, что ему не поклонилисьили шляпа не понравилась, не говоря уж о том, чтобы какого-нибудь лавочника или ремесленника изувечить. Серидзаву Камо ведь не случайно "неизвестные грабители" грохнули - привлекать его к ответственности или снимать с должности было попросту не за что, все, что он делал, было в рамках закона! И создать устав, запрещающий получившим самурайский статус людям творить полный беспредел по отношению к населению Киото... Мне это что-то дьявольской жестокостью не кажется. Как не кажутся жестокостью законы отдавать солдат в военное время под трибунал за грабежи и изнасилования мирного населения. Скорее уж наоборот.
Так что или я чего-то перепутал. Или пресловутое "они" означает не "зверюга и садист", а "чертяка пронырливая"? Дамы и господа, я вас прошу - если кто-нибудь знает, кто, собственно, сие прозвище придумал и почему - расскажите мне если не трудно. а?

И еще один мой косяк - я раньше считал, что вакидзаси усэппучивались "в походных условиях", когда кусунгобу под рукой не было. А Яманами, вроде, резался вакидзаси, причем вполне в "домашних условиях"? Никто не знает, как это вышло - забыл он такую важную в самурайском быту вещь, как кусунгобу, приобрести, или там какие-то ритуальные моменты имели место быть? Или на самом деле был кусунгобу, а я уже просто подзабыл этот момент?
Заранее спасибо, если кто-нибудь ответит.

1. Например, пресловутая пытка Фурутаки, которая то ли была, то ли ее не было и неизвестно, как все было. А если она действительно была - наверное, так бы это выглядело в реалиях нашей эпохи:
Болтают два москвича: - Помнишь, массовый теракт в час пик в подземках предотвратили? Ну, когда ФСБшники одного из организаторов теракта заловили? Так прикинь, что с ним сделали...
- Что?
- Допрос провели в присутствии адвоката.
- Ужас!
- А при задержании права зачитали.
- Вот зверье! Как таких извергов только земля носит!
Конечно. я могу что-то путать, но, кажется, в эпоху Бакумацу сохранялось законодательство эпохи Токугава, при котором пытки считались вполне нормальным и естественным элементом следствия. Например, пытки женщины, обвиненной в супружеской неверности. Или подростка, обвиняемого в краже с чужих огородов. Пальцы в тисках, "испанский сапог", палками избивать до живого мяса... В Китае, во всяком случае, эта система до двадцатого века точно сохранилась. И мне кажется, если пытка действительно имела место быть, киотосская полиция ржала с Шинсена как ненормальная, мол, слюнтяи деревенские, мы такое устраиваем за то, что с чужой женой переспал, а они - за попытку столицу сжечь к чертям собачьим.
2. Хиджиката приговаривал своих сослуживцев к сэппуку, причем зачастую за разные мелочи. Но делал он это в эпоху, когда от человека могли потребовать совершить сэппуку просто так, за здорово живешь. Например, два идиота из разных кланов друг друга обозвали по пьяни, схватились за мечи и один другого порезал. Тот, кого порезали, из влиятельного клана, если влиятельные мальчики начнут мстю мстить, могут много людей прирезать. Надо бы в знак извинения тому, кто порезал, сэппуку совершить, а он - не последний человек в клане. Вызывают мелких сошек, которые вообще не при делах и даже этой драки по пьяни не видели и говорят - "Идите в резиденцию того клана и зарежьтесь в знак извинения". Пофиг, что у этих мелких сошек семья может остаться, да и вообще они тут не при чем. И это считается нормальным, приличным и мудрым поступком. Даже гуманным - резню кланов предотвратили! Но почему тогда казнить сослуживца за какое-никакое, а нарушение устава - это жестокость демоническая? Тем более в Шинсене, насколько я знаю, сдавать своих, чтобы отмазаться перед крутыми челами, было как раз не принято.
3. Сам знаменитый устав... Который составили в эпоху, когда казнить 12-13-летних детишек, отрубая им головы, было нормальным явлением. Когда на улицах регулярно находили почиканные тела чиновников и придворных, и такой способ считался вполне эффективным путем "вмешиваться в чужие тяжбы" и влиять на политику... Когда любой человек. владеющий иностранными вещами или учившийся за границей, боялся, что вломится в дом банда ронинов и вытворит из соображений высокого патриотизма что угодно со всей семьей... Наконец, в эпоху, когда не было законов, запрещающих шантаж и рэкет, а любой человек с двумя мечами имел полное право зарубить кого угодно из трех других сословий просто за то, что ему не поклонились
Так что или я чего-то перепутал. Или пресловутое "они" означает не "зверюга и садист", а "чертяка пронырливая"? Дамы и господа, я вас прошу - если кто-нибудь знает, кто, собственно, сие прозвище придумал и почему - расскажите мне если не трудно. а?


И еще один мой косяк - я раньше считал, что вакидзаси усэппучивались "в походных условиях", когда кусунгобу под рукой не было. А Яманами, вроде, резался вакидзаси, причем вполне в "домашних условиях"? Никто не знает, как это вышло - забыл он такую важную в самурайском быту вещь, как кусунгобу, приобрести, или там какие-то ритуальные моменты имели место быть? Или на самом деле был кусунгобу, а я уже просто подзабыл этот момент?




Царь Иван Грозный, прозванный за свою жестокость Васильевичем (с)
Откуда пошло это прозвище "демон", трудно сказать. Мне вот интересно, в каком из источников оно впервые упомянуто. Предположила, что у Сибы Рётаро в "Пылаймече", полезла смотреть, а там за 70 глав Хиджикату так ни разу не называют! Зато там сказано, что "у Тоши ноги были быстрые, как у демона", и еще когда они на корабле плыли после Тоба-Фушими, Окита говорит, что все тут кругом больные и раненые, и только "Хиджиката-сан здоров, как демон" ))
Так что в общем демонически прекрасен, демонически быстр, демонически здоров и т.п.
я раньше считал, что вакидзаси усэппучивались "в походных условиях", когда кусунгобу под рукой не было
Да вроде и в домашних условиях вполне обходились вакидзаси. А то что ж, каждому при вступлении в Шинесен по ТРИ меча покупать?! Слишком жирно будет, у простых ронинов и на два-то денег не всегда хватало )
демонически прекрасен, демонически быстр, демонически здоров и демонически популярен.
Интересно, кто первый и правда начал о жестокости говорить? в современной японской поп-культуре это уже традиция, как я погляжу.
Яманами жалко.
Анекдот, мне кажется, совсем не к месту. Помилуйте, какие ФСБшники? Синсэнгуми же, извините, как отряд кавказских боевиков, патрулирующих улицы Москвы. Перебили компанию рязанских гопников, которые - по официальной версии следствия - хотели жечь припаркованные на пешеходных переходах автомобили, доказательства железные - спички нашли и распечатку соответствующего пункта ПДД. Плюс чистосердечное признание, ага.
А у вашего Тосидзо Хаятыча на лице кровавыми аршинными буквами написано, что человек жестокий
Что-то мне подумалось о творческом тандеме Нагакура+журналист, но вроде и там про "они" ничего не говорилось, по крайней мере в главе с Икеда-я, гвоздями и свечками.
Зато в японской Вики совершенно четко написано, что "за идею создания сурового Устава, за то, что он без всякого снисхождения подставлял под меч предателей и дезертиров, Тошизо называли "они-но-фукучо" и считали жестоким человеком". Если бы эту статью писал Хиллсборо, он бы обязательно добавил еще про "propensity to kill" ))
Синсэнгуми же, извините, как отряд кавказских боевиков, патрулирующих улицы Москвы. Перебили компанию рязанских гопников
Я протестую! Это отряд рязанских гопников перебил компанию кавказских боевиков, которых, между прочим, год назад выперли из Москвы, а они вернулись и хотели устроить пожар на Красной площади, а в суматохе перерезать членов правительства, выкрасть президента и увезти его на Кавказ. По официальной версии следствия.
А у вашего Тосидзо Хаятыча на лице кровавыми аршинными буквами написано, что человек жестокий
Это вам гугло-переводчик неправильно переводит то, что у него на лице написано
И чем же у нас при такой вводной обернётся Мэйдзи исин? Какое страшное будущее...
Реставрацией дома Романовых с восшествием на престол родоначальника новой российской династии — Георгия Романова-Гогенцоллерна. Это были монархически настроенные боевики
отряд кавказских боевиков, патрулирующих улицы Москвы
хотели устроить пожар на Красной площади, а в суматохе перерезать членов правительства, выкрасть президента и увезти его на Кавказ? -Fushigi-san, зачем такие жуткие сравнения? Это же все - вещи противозаконные и некрасивые. А Киото поджечь, императора похитить и к власти прийти - это еще с эпохи Хэйан повелось. "У нас в благословенной Японии есть традиция - каждые сто пятьдесят лет какой-нибудь клан поджигает Киото, похищает императора, убивает предыдущего правителя и приходит к власти. Это старинный красивый самурайский обычай".
Боюсь спрашивать, кто у нас мэр
Это Киото сюгосёку-то - городские власти? Буа-ха-ха!
'Это бандитское логово смотрящего, учрежденное в результате гнусного... переворота? И толку от... этих трепыханий - ноль без палочки
До сих пор у нас шли сравнения с Москвой... Теперь уже я боюсь спрашивать, на что был сделан намек.
А почему вам нравятся синсэнгуми? Почему так хочется обелить они?
раньше мне граждане из Мибу о-очень не нравились. Просто потом я стал думать и сравнивать. Вспомнил нравы эпохи Токугава, то, что творилось в эпоху Бакумацу, да и всякие ситуации эпохи Мэйдзи (вроде убийства премьера Окубо или преследований социалистов)... Ну, в общем, у меня об этом выше написано. В целом, из того, что я знал, как-то вытекало, что для своей и даже последующей эпохи они действительно не был не то что дьявольски жесток, а пожалуй что глубоко гуманен, а в чем-то проявлял порядочность и с точки зрения нашего времени. Например, до конца дрался рядом со своими солдатами, хотя никакая "урожденная самурайская честь" его к этому не обязывала. Вспоминая, что многие наши дворяне из числа белого движения разворовали золотой запас и смылись за границу оплакивать судьбу России, я не могу не уважать малоизвестного мне японца-крестьянина, для которого слова об офицерской чести не были пустым звуком. Но это меньше всего является попыткой обелить и превратить демона в ангелочка.
А разве перечисленного недостаточно для такого прозвища?
для своей и даже последующей эпохи они действительно не был не то что дьявольски жесток, а пожалуй что глубоко гуманен, а в чем-то проявлял порядочность и с точки зрения нашего времени.
Глубоко гуманен? Проявлял порядочность? Как это? Когда? Как то, что мог бы совершить какие-то дурные поступки, но не совершил, чудесным образом превращается в доказательство способности совершать хорошие поступки? Где, где эти хорошие поступки? Не украл и не сбежал - не вор и не бегунок, но при чём тут гуманность-то? Как нейтральное превращается в положительное? Это не обеливание?
Очень жаль. Почему он так всем нравится, этот они? Мне казалось, что это, может быть, своеобразная привлекательность отрицательного персонажа, который они-они, но по ночам плачет из-за своей онистости и уж меня-то/Мэри-Сью/котика-собачку не обидит никогда-никогда
эххх.
Ну вопрос же был не об этом.
К хиджикато-фанатам я не принадлежу, упрек не по адресу.
Что касается того, что я написал о жестокости эпохи - с этим вы, я полагаю, знакомы даже лучше меня. У меня при одном только прочтении Хиллсборо и "Последнего сегуна" - причем очень поверхностном прочтении - волосы встали дыбом от описания того, что творили как сторонники сегуната, так и роялисты. Хотя я и понимал, что для того времени и предшествовавшей ему эпохи Токугава это было чем-то естественным. Поэтому я уважаю людей, которые опережали представления своей эпохи и своего общества о порядочности и морали - и, насколько я знаю, такие люди были в обоих политических лагерях. И именно они умирали первыми
А с Хиджикатой вообще получился парадокс. Я заинтересовался этой личностью благодаря девушке-поклоннице Хиджикаты. Эта девушка считала, что Хиджиката при всех своих замечательных качествах был жесток, в ряде случаев поступал непорядочно и заслужил свое прозвище в его общепринятом смысле. Я заинтересовался... остальное вы знаете.
Но назвали же! Злые люди! Кругом враги!
Извините, я знаю не больше, чем вы, просто поболтать захотелось. Больше не буду
Ладно-ладно, тоже больше не буду.
А я вот ищу, кто назвал, где назвал, и не нахожу! У Нагакуры нету, у Сибы нету, у монаха Нисимуры Канэфуми, который Шинсен ненавидел, тоже нету. Есть у Хиллсборо, есть в Вики, есть в книжках всяких современных авторов как само собой разумеющийся факт. А откуда это прозвище взялось-то?!
У Хиджикаты Мэгуми "они-но-фукучо" тоже нету, есть только "они-но-ко", демонический ребёнок )) Но об этом я уже писала...
Вот так ляпнет кто-то, и пойдет словечко по свету бродить. Вспоминать, как замком в два годика сись... э-э, с молока на рис перешел, в 60-е уже вряд ли бы стали.
Вряд ли, традиция явно зародилась в Японии, а Хиллсборо ее только на английский перевел, причем неправильно ("Demon Commander"). Может, в фильме каком когда-то где-то проскочило... Надо бы еще книжки Симодзавы-сана проверить, с которых все фильмы начались, но у меня их нет в электронном виде...
С невинностью Окиты да, похоже, но там я хотя бы первоисточник нашла, а вот "они" раньше даже не искала, поскольку не ставила это прозвище под сомнение ))
Насчет книжек, пожалуйста, не беспокойтесь. Я не хотел доставлять столько хлопот.